Выставка «Знакомые всё лица: „Боевой карандаш“ в борьбе за трезвость»
Российская государственная библиотека приглашает на выставку плакатов художественного объединения «Боевой карандаш», полюбившегося посетителям библиотеки благодаря первой выставке «Знакомые всё лица». Экспозиция приурочена к Всероссийскому дню трезвости, который отмечается 11 сентября.

На «больничном» / художник В. Кюннап, стихи Г. Тумаринсона. Ленинград, 1966
Фото: Мария Говтвань, РГБ
В своих работах художники объединения клеймили многие пороки общества и неблаговидные поступки отдельных граждан, среди которых тема борьбы с пьянством занимает важное место. В сатирической форме затрагивались сложные и порой неразрешимые аспекты этой острой проблемы. Конфликт рабочих отношений и качества работы, драмы семейной жизни и сложности воспитания, а также общая беда — деформирование личности в результате злоупотребления алкогольными напитками нашли отражение в плакатах художников «Боевого карандаша».
Среди мастеров художественного объединения в творчестве двух «карандашистов» — Владимира Михайловича Меньшикова и Владислава Иоганнесовича Кюннапа — тема борьбы за трезвость имела наиболее яркое воплощение. Их работы наиболее широко представлены на выставке.
Владимир Меньшиков
Владимир Михайлович родился 3 января 1933 года, окончил Высшее художественное училище имени В. И. Мухиной. В 1958 году вошёл в состав дружного коллектива объединения «Боевой карандаш», верность которому сохранял многие годы.
В работе с плакатом мастер использовал метафоричный язык — его герои животные, отмеченные человеческими пороками и помещённые в понятные ситуации, известны каждому. Художник применял смелые композиции и широкий живописный мазок кистью, делающий его манеру очень узнаваемой.
Видный мастер сатиры Владислав Иоганнесович Кюннап
Все работы ленинградского объединения отличает глубокая человечность. В отражении темы борьбы с пьянством, художники сохранили очевидный призыв без скучного морализаторства и ханжеской недоговоренности. Этот коллективный талант заставляет с интересом и понимаем рассматривать их произведения, внутренне соглашаясь с правильной жизненной установкой.

Не подавай пример плохой: ведь у зверей закон сухой / художник В. Меньшиков, стихи В. Хочинского. Ленинград, 1980
Фото: Мария Говтвань, РГБ








